Как облегчить ребенку
привыкание к детскому саду
Часто родители задают воспитателям вопрос:
«Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?»
Действительно, у большей части детей младших групп адаптация к ДОУ проходит
болезненно: малыши долго не могут привыкнуть к детскому саду, устраивают
истерики, некоторых от мам по утрам приходиться «оттаскивать». Попробуем
разобраться, почему так происходит и как облегчить адаптацию ребят в детском
саду.
Дети
привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых дней ходит в детсад с
радостью, но, это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться
целый день и родителей вечером встречает ревами. Чаще всего у 2-3-х летних
малышей расставание с мамой сопровождается слезами, а потом они отвлекаются на
игрушки и успокаиваются. И это нормально.
Вопрос:
«Когда ребенок привыкнет к детсаду и перестанет плакать». Пройдет время и
адаптационный период завершится. Вот только длительность этого периода у
каждого будет своя. Все зависит от степени адаптации детей.
Выделяют 3
фазы адаптационного периода:
- Легкая.
Длится от 1 до 16 дней.
- Средняя.
Длится от 16 до 32 дней.
- Тяжелая.
Может длиться до 64 дней.
Причины, почему ребенок не может
привыкнуть к детскому саду
Чтобы мамам
было легче расставаться со своими дочками и сыночками по утрам, рассмотрим
причины, по которым дети плачут. Устраните их — слезы исчезнут.
- Ребенок
не подготовлен к посещению детского сада:
- не
сформированы культурно-гигиенические навыки;
- он не
умеет самостоятельно играть с игрушками;
- режим
в семье не совпадает с режимом ДОУ.
- Состояние
здоровья.
Болезненному ребенку адаптироваться в новых условиях тяжелее, чем
здоровому.
- Биологические
причины:
- сильный
токсикоз у мамы в период беременности;
- осложнения
при родах;
- болезни
в первые три месяца жизни.
- Индивидуальные
причины.
Некоторые малыши в первый день посещения дошкольного учреждения ведут себя
тихо и спокойно, а на 2-3 день начинают плакать, другие — наоборот, в
первые дни устраивают истерики, а потом их поведение нормализуется.
- Условия
жизни в семье. Если
ребенка возили к родственникам, посещали с ним знакомых, брали с собой в
путешествия, то он гораздо быстрее привыкнет к новой обстановке детского
сада.
- Ограниченное
общение со сверстниками. Труднее всего адаптируются дети, круг общения
которых был сведен к минимуму «мама-бабушка-папа». У таких малышей большое
количество детей вызывает страх, желание спрятаться куда-нибудь, чтобы
побыть одному.
Как облегчить период привыкания к
детскому саду?
Прежде
всего:
- Соблюдайте
самое важное правило: спокойная мама — спокойный ребенок. Отдавая сына или
дочку воспитателю, пытайтесь сохранять спокойствие, потому что дети очень
хорошо чувствуют эмоциональное состояние. Если мама привела ребенка,
раздела и все время оттягивает момент расставания, она дает повод малышу
для страха и волнений. Совет: настройте себя на расставание заранее,
помните, что это неизбежно. Переодели ребенка, поцеловали, пообещали, что
обязательно заберете его из детского сада и быстренько ушли — вот правильный
алгоритм действий в первые дни.
- Время
нахождения в детском саду увеличивайте постепенно. В период адаптации
оставлять ребенка 2-3 лет в детском саду на целый день не рекомендуется.
Начать нужно всего лишь с пары часов в день с постепенным увеличением
времени пребывания. Одну-две недели малыша нужно забирать после обеда,
потом после дневного сна и еще через несколько дней попытаться оставлять
уже на целый день.
- Посещайте
детский сад регулярно. Чтобы ребенок быстрее адаптировался, нужно водить
его в детсад каждый день. Только болезнь может стать веской причиной
непосещения ДОУ.
- Придумайте
«ритуал прощания» с ребенком. Долгих прощаний не устраивайте, уверенно
говорите, когда заберете ребенка домой (после обеда, сна, вечером),
целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и уходите.
- Дайте
ребенку «оберег» — вещь, которая будет напоминать ему о доме, например,
фотографию, мамин шарфик, мягкую игрушку. Можно дать «ключ от дома», без
которого, пока не заберете малыша из садика, домой не попадете.
- Создайте
мотивацию для посещения детского сада: нужно посмотреть, как кормят рыбок
или соскучилась любимая игрушка и т.д.
- Никогда
не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке.
- Если
расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить папу,
бабушку или кого-нибудь из родственников, чтобы они отводили малыша в
детсад.
Ошибки родителей, затрудняющие
адаптацию ребенка
Чего нельзя
делать маме с папой в период адаптации ребенка 2-3 лет к садику:
- Нельзя
пугать ребенка. Часто
родители пугают своих детей детсадом: «Вот не будешь слушаться меня —
пойдешь завтра в садик». Задумайтесь, разве место, которым пугают,
способно вызвать позитивные эмоции?
- Нельзя
наказывать за слезы при расставании. Никогда не сердитесь на ребенка за то, что он не
хочет идти в детсад и плачет. Это вполне нормальная реакция для детей 2-3
лет. Лучше поцелуйте, обнимите его и еще разок уверьте, что вы его очень
любите и обязательно заберете из детсада.
- Нельзя
обещать ребенку то, что потом не сможете выполнить. Например, если мама сказала,
что заберет сразу после обеда, то она должна так и поступить. Из-за не
выполненного обещания у детей часто случаются истерики. Как же тут не
плакать, если мама обещала и не пришла, может она собирается оставить в
садике на ночь. Таким образом, можно навсегда потерять доверие ребенка.
Лучше говорить конкретно, что забрать сможете только вечером и не давать
«пустых» обещаний.
Игры, помогающие быстрее
адаптироваться к детскому саду
Игра — важный вид деятельности для ребенка. Психологи
утверждают, что с помощью простых игр можно значительно облегчить период
адаптации к детскому саду. Поиграйте со своими детишками в такие игры:
«Детский сад»
Во время игры в детский сад может быть много сюжетных
линий:
- «Дети
собираются на прогулку».
- «Дети
обедают».
- «Дети
приходят в детский сад».
- «Дети
готовятся к дневному сну».
- «Дети
на прогулке».
Роль воспитателя может взять на себя мама или ребенок,
а детишками пусть будут игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь правила
поведения в детском саду, привыкнет к мысли, что там хорошо.
«Сочиняем сказку»
Предложите ребенку придумать сказку о том, как его
любимая игрушка попала в детский сад и затем обыграйте ее. Пример сказки: «Жил
на свете маленький Зайка. И вот пришло время идти ему в детский сад. Мама
Зайчиха отвела Зайку в детский сад, а сама ушла за морковкой. Зайке сначала
было страшно, хотелось плакать, но он сдержал слезы, потому что не хотел
расстраивать маму. Потом он подружился с воспитателем и детьми. Оказалось, что
в садике очень интересно: здесь учат рисовать, лепить фигурки из пластилина,
даже есть музыкальные занятия, на которых детки танцуют и поют песенки. День в
детском саду прошел быстро, а вечером за Зайчиком пришла мама, увидела, что он
не плачет, очень обрадовалась. Вместе они радостные ушли домой».
«Хорошо-плохо»
Родитель называет определенные действия, а ребенок
должен определить, хорошо так делать или нет. При положительном ответе - он хлопает в ладоши, при отрицательном -грозиться
пальчиком и говорит: «Аяяяй».
Варианты вопросов:
- играть
с игрушками в детском саду;
- плакать
утром;
- дружить
с другими детками;
- стесняться
попроситься в туалет;
- самостоятельно
кушать суп;
- мешать
деткам спать во время дневного сна;
- делать
утром зарядку и т.д.
В заключение еще один важный совет родителям:
старайтесь приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из
последних в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения,
чаще улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал
ходить в детский сад с удовольствием.
Комментариев нет:
Отправить комментарий